Мария Гимбутас

Одним из важных слагаемых, лежащих в основе ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА, были исследования литовского археолога Марии Гимбутас. После долгой и успешной карьеры археолога Мария сосредоточилась на изучении того, что она называла ≪более глубоким слоем≫ - исследовании культур Восточной Европы времен неолита (6000-3500 д.н.э.). Она называла эти культуры Древняя Европой. В них она обнаружила доказательства существования сообществ, отличавшихся миролюбием, равноправием, высоким уровнем развития искусства, живших в гармонии с Землей. Основываясь на археологических находках, среди которых главное место занимали изображения женщин, Мария Гимбутас заключила, что в этих культурах почиталась женщина и женское начало. Она видела, что наши доисторические предки постоянно выражали свое понимание великой тайны жизни в виде женских образов. Об этом свидетельствовало бесчисленное количество фигурок, найденных в Европе и относящихся ко временам неолита и палеолита, которые изображали женщин, как в человеческом, так и в животном обличие. Гимбутас считала, что эти фигурки являются доказательством того, что в доисторические времена существовало поклонение Великой Богине.

За свою жизнь Мария опубликовала множество книг и статей, но для нашей работы в ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ особое значение имели Богини и боги Древняя Европы (The Goddesses and Gods of Old Europe, 1982), Язык Богини (The Language of the Goddess, 1989), и Цивилизации Богини (The Civilization of the Goddess, 1991).

Основательницы ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА глубоко благодарны Марии Гимбутас и всем тем феминисткам и женщинам, занимавшимся наукой и искусством, которые в 80-ых годах с энтузиазмом встретили ее открытия и положили начало движению женской духовности, выражением которого была программа, основанная нами в Бостоне.

Одной из таких женщин была Джоан Марлер (Joan Marler), работавшая с Марией Гимбутас с 1987 по 1994. Джоан была редактором ее книги Цивилизации Богини, а затем в 1997 редактировала посвященную Марии Гимбутас антологию Из царства предков: Антология в честь Марии Гимбутас (From the Realm of the Ancestors: An Anthology in Honor of Marija Gimbutas, 1997). Позже Джоан основала институт Археомифологии Institute of Archaeomythology, исполнительным директором которого остается до сих пор. Джоан выступает в разных странах мира с лекциями, посвященными жизни и работе Марии Гимбутас. Многие годы она преподавала народные и этнические танцы.

В течение пяти лет каждую осень Джоан прилетала в Массачусетс из Калифорнии, чтобы познакомить участниц программы женской духовности с работой Марии Гимбутас. Вместе с Патрицией Рейс (Patricia Reis), еще одной коллегой Марии, а позже одной из соосновательниц нашей программы, она проводила первый двухдневный семинар нашего курса. Джоан показывала нам слайды с изображением артефактов эпохи неолита, которые исследовала и описывала Мария, и предлагала участницам попробовать воспринимать эти изображения не только интеллектуально, но и через тело. Джоан считала, что эти образы «говорят» на языке, который, если мы позволим, может понять и на который может отозваться наше тело. Она полагала, что эти образы несут исцеление на клеточном уровне. Свой отклик на представленные образы мы выражали с помощью танцев и поделок из глины. Джоан говорила, что движения древних танцев, которым она нас обучала, соответствуют рисункам, которые мы видели на артефактах эпохи неолита. Бывало, что эти изображения и это почитание женских форм нашими предками трогали нас, женщин двадцатого века, до слез.

Благодаря глубине и широте охвата исследований Марии Гимбутас становится понятно, что по мере того, как современные женщины продвигаются вперед и осваивают новые позиции, мы не только обретаем новое место в настоящем, но одновременно возвращаем себе сокровенные аспекты своего древнего прошлого.

Краткая биография Марии Гимбутас
Marija GimbutasМария Гимбутас (Marija Gimbutas) (1921-1994) была блестящим ученым. Она обладала острым умом и упорством, помогавшем ей продолжать научные поиски в самых сложных условиях, а свойственная ей смелость позволила ей бросить вызов устоявшимся представлениям своего времени. Мария выросла в Литве в высоко образованной семье, принимавшей активное участие в политической жизни страны. Еще будучи подростком, она собирала народные песни своей родины и изучала литовские верования и доисторические погребальные ритуалы. Закончив с отличием гимназию Аушра, она поступила в Университет Витаутаса Великого, где изучала лингвистику, а после этого в магистратуру Вильнюсского университета, где занималась археологией, этнографией, фольклором, лингвистикой и литературой. Когда ей было 20 лет, Мария вышла замуж за инженера Юргиса Гимбутаса, а год спустя защитила диссертацию на тему “Способы погребения у литовцев железного века». Она получила степень магистра в 1942 году.

Во время Второй Мировой войны Мария с семьей жила в Литве, вначале в условиях советской (1940-41), а затем нацистской (1941-43) оккупации. После того как в 1942 году у нее родилась дочь, Мария с семьей переехала в Вену, а затем в Инсбрук и в Баварию. Вскоре после окончания войны она поступила в университет в Тюбингене, находившимся во французской оккупационной зоне, и в 1946 году получила докторскую степень по археологии. Кроме археологии в университете Тюбингена Мария изучала этнологию и историю религии. В том же году была опубликована ее диссертация «Доисторические погребения в Литве». На следующий год у нее родилась вторая дочь, а с 1947 по 1949 годы Мария продолжала свои исследования в университетах Гейдельберга и Мюнхена.

В 1946 году Мария с семьей эмигрировала в Бостон в штат Массачусетс, где какое-то время ей приходилось выполнять неквалифицированную работу, пока в 1950 году она не получила место в Гарвардском университете. К этому времени она уже опубликовала почти 40 научных статей на разные темы, включая исследования, посвященные доисторическому периоду на территории Литвы, и собрала материал для книги о символизме литовского народного творчества (опубликована в 1958). В 1954 году у Марии родилась третья дочь, а через год она стала научной сотрудницей музея Пибоди при Гарвардском университете. Говорят, что, отзываясь о музее Пибоди, она называла его лучшей в мире библиотекой по археологии. Именно там она начала получать стипендии и престижные премии, финансировавшие ее дальнейшие археологические исследования в Восточной Европе. Благодаря этим исследованиям она получила репутацию специалиста мирового класса в области изучения индоевропейского Бронзового века, литовского народного творчества и доисторического периода в истории балто-славянских народов.

Ее книга Предыстория восточной Европы (Prehistory of Eastern Europe), вышла в 1956 г. Эта работа была первой опубликованной монографией, обобщавшей материалы археологических исследований культуры мезолита, неолита и Бронзового века в Восточной Европе вплоть до 1955 г. До этой публикации материалы, представленные Марией Гимбутас, были недоступны для западных ученых из-за политических и языковых барьеров. В 1961- 62 гг. Мария была стипендиаткой Центра углубленных исследований в области бихевиоральных наук при Стэнфордском университете. За это время она закончила работу над монографией Культуры Бронзового века в Центральной и Восточной Европе (Bronze Age Cultures of Central and Eastern Europe, 1965). С 1963 по 1989 она являлась профессором европейской археологии и индоевропейских исследований в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. В этот период своей жизни она преподавала, занималась научными исследованиями, писала многочисленные статьи и выступала с лекциями на международных конференциях и симпозиумах. Кроме того она была руководителем всех крупных раскопок неолитических культур в Юго-Восточной Европе.

В 1974 Мария опубликовала книгу Боги и богини древней Европы (The Gods and Goddesses of Old Europe). В 1982 она была переиздана под новым названием Богини и боги древней Европы (The Goddesses and Gods of Old Europe), поскольку основная часть описанных ей артефактов изображали женщин. Большинство неолитических скульптур, приведенных в этой книге, предстало перед западной публикой впервые. Традиционная археология обычно пренебрегала этими предметами, состоявшими по большей части из женских фигурок, считая их незначительными и видя в них исключительно «символы плодородия.» Марии удалось собрать и тщательно каталогизировать огромную коллекцию подобных артефактов, и они легли в основу ее дальнейших исследований и книг. Находки, обнаруженные в местах неолитических поселений, свидетельствовали о том, что населявшие их культуры были аграрными, миролюбивыми и построенными на принципе равноправия. Эти сообщества, насчитывавшие до 10,000 человек, возделывали землю, чаще всего лежащую вдоль русла рек, и, по всей видимости, существовали в мире друг с другом, поскольку на местах их бытования не было найдено оружия и изображений конфликтов.

Из обожженной глины представители этих культур создавали посуду с красивыми узорами, портативные алтари и другие ритуальные предметы, в том числе множество небольших женских фигурок, лица некоторых из которых были закрыты масками животных. Во многих из раскопанных домов были обнаружены алтари с подобными глиняными фигурками, что говорит о том, что в этих культурах почитание дарующей жизнь Великой Матери и Матери Земли было частью повседневной практики. Гипотеза о том, что в этих сообществах существовал культ богини Земли, подтверждается еще и тем, что, как свидетельствуют раскопки, культовые общественные сооружения неолита, такие как хенджи, круги из каменей, лабиринты и общие могильники, нередко сооружались так, что своими очертаниями напоминали форму женского тела.

В 1989 году была опубликована книга Язык Богини (The Language of the Goddess). Основное внимание в ней уделялось интерпретации неолитической символики. К этому времени Мария уже завоевала определенную известность своим переосмыслением древнейшей истории Европы. Это стало возможно благодаря ее междисциплинарным знаниям в таких разнообразных областях как лингвистика, этнология, история религии и, конечно же, археология. Ее теория подвергала сомнению многие традиционные представления о самых ранних периодах европейской цивилизации. Мария много путешествовала с лекциями и активно участвовала в научных дискуссиях с коллегами из разных стран.

Приверженность Марии к междисциплинарному подходу привела к развитию области, которую она сама назвала «археомифологией» "archaeomythology. Главный труд ее жизни, Цивилизация Великой Богини (The Civilization of the Goddess), увидел свет в 1991 году. Эта книга подводила итог и обобщала работу, которой Мария занималась всю свою жизнь и которая была посвящена культурам древней Европы, религии Богини, священным знакам-письменам, древнейшей европейской социальной структуре Древней Европы и концу Древней Европы.

Основываясь на своих обширных исследованиях, Мария пришла к выводу, что эти миролюбивые, аграрные, почитавшие женщин культуры древней Европы были в течение двух тысячелетий завоеваны кочевниками, которые передвигались на лошадях и пришли из степных районов, расположенных на территории нынешней России. Мария говорила об этих завоевателях как о представителях «курганной культуры,» носителях протоиндоевропейского языка. В отличие от древних европейских культур, завоеватели-кочевники поклонялись небесным богам, были воинственны, а их сообщества имели иерархическую структуру. Их вторжение привело к покорению и рассеянию аграрных культур древней Европы.

Основываясь на синтезе археологии и лингвистики, Мария выдвинула теорию о том, что индоевропейские языки и индоевропейские общества возникли в результате борьбы двух парадигм. Для одной из них было характерно мужское доминирование, иерархическая структура и воинственность, а вторая, в центре которой стояла женщина, отличалась принципами равноправия и миролюбия. В одном из интервью Мария заметила: «Только начни изучать индоевропейскую мифологию, и окажется, что Богиня Земли в ней повсюду. Она была унаследована, возможно, из более ранних религий».

Своих учеников и коллег из различных областей знаний Мария призывала к тому, чтобы исследовать проблемы древней европейской истории с помощью инклюзивного, междисциплинарного подхода. Она подчеркивала, что для полного понимания дальнейшего развития европейской культуры, необходимо изучать те огромные изменения, которые происходили в области верований, ритуалов и социальной структуры между 4500 и 2500 гг. до н.э. По ее мнению, это был наиболее сложный и наименее исследованный доисторический период. В 1979 и 1989 годах Мария организовала две международные конференции на тему «Трансформация европейских и анатолийских культур в 4500-2500 до н.э. и ее наследие». Она подчеркивала, что для того чтобы лучше понимать древней Европу и индоевропейскую историю, необходимо сотрудничество и обмен информацией между археологами, лингвистами, исследователями мифологии, физическими антропологами и историками.

Сегодня существует множество сайтов, на которых можно найти более подробную информацию о Марии Гимбутас, ее жизни, исследованиях, о ее книгах и теории. С ее идеями и выводами согласны не все, но мало кто сможет оспорить ее блестящие научные знания и важность тех вопросов, которые она поднимает о корнях западной цивилизации. Ниже приведены несколько сайтов, которые мы рекомендуем:

Archaeomythology.org
Starhawk & Donna Read Joint Project
Spretnak-Journal




Содержание этого сайта – результат творческого сотрудничества нескольких женщин, которым мы выражаем свою глубокую благодарность. Изображение на нашем баннере вверху страницы повторяет рисунок на внутренней поверхности блюда, ок. 4500 д.н.э, найденного вблизи болгарской деревни Караново. Источник: рис. 338, стр. 218, The Language of theGoddess (Язык богини), Марии Гимбутас, изображение использовано с разрешения редактора Джоан Марлер. New York: Harper & Row, 1989.

Для связи с нами используйте gmail.com • Имя нашего почтового ящика womenswellinfo
Хостинг веб-сайта предоставлен freehostia.com