Круг был основой работы ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА

Мы всегда рассматривали круг как практику, технику, ритуал, в основе которого лежит представление о совместной силе, о власти, рождающейся внутри самого круга, в отличие от той, что является властью над кем-то.Круг создает сакральное пространство, в этом и заключается основа его силы. Круг как ритуал утверждает доступность мудрости и поддержки, источник которых выходит за пределы человеческого измерения. Это тот способ, который мы сознательно используем для того, чтобы к нам сошла благодать. Для этого необходимо целенаправленно создавать в каждом круге сакральное пространство. Это достигается различными способами – с помощью ритуалов, алтарей, читая тексты, вознося благословения, используя направляемую или свободную медитацию, пение, сакральные действа, движение или танец.

В ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ мы старались, чтобы у каждой из участниц была возможность найти свой собственный уникальный способ обозначать сакральность наших действий.

Мы рассматривали круг как безопасное и надежное место, дающее участницам силу. Сидя в круге, каждый человек находится на равном расстоянии от его центра, и энергия распределяется между участниками равномерно. Традиционные культуры воплощали этот принцип, используя такую древнюю традицию как совет. Во время совета участницы передают друг другу «говорящий предмет». Благодаря этому круг становится пространством, в котором каждая получает возможность говорить, и никто никого не перебивает. Таким образом к обсуждению приглашается каждый голос, и каждому уделяется внимание, каждый голос уважается.

Форма совета предполагает, что участницы должны научиться прислушиваться к себе и другим. Мы не планируем заранее того, что собираемся сказать, но стараемся, чтобы наши слова рождались из правды настоящего момента. Этот формат также предполагает умение слушать другого на глубоком уровне, развивать в себе способность по-настоящему слышать, не критикуя и не предлагая быстрых решений. Такая форма обсуждения уважает молчание и признает за каждой участницей право ничего не говорить.

Все, что было произнесено в сакральном круге, всегда оставалось строго конфиденциальным. Эта приверженность конфиденциальности способствовала тому, что участницы делились в круге глубоко и искренне. По мере того, как у женщин и девушек росло ощущение безопасности, позволявшее им говорить все более откровенно, они лучше узнавали друг друга и учились доверять друг другу на более глубоком уровне. Делясь правдой своей жизни, женщины приходили к пониманию того, что их рассказы обладают ценностью, и начинали слушать и доверять собственной мудрости.

В ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ мы всегда считали, что пространство круга необходимо «удерживать». И, хотя каждая их участниц вносила свой вклад в формирование характера и настроения группы, влияла на то направление, в котором группа двигалась, всегда были одна или несколько женщин, которые брали на себя ответственность за установление правил, следили за энергией, приглашали участниц говорить и слушать на максимально глубоком уровне, способствовали росту доверия, правдивости и искренности. Этих женщин мы называли «хранительницами круга». Они были ведущими, но не в иерархическом смысле этого слова. Совместная власть – это не что-то устоявшееся, она постоянно в движении и представляет собой подвижное и изменяющееся равновесие. Чуткое лидерство заключается в том, чтобы направлять совместную власть на поддержание роста всех участниц. Ее цель — помочь каждой женщине круга, включая и самих ведущих, ощутить свою сбалансированную силу и власть.

Цель нашей работы заключалось в том, чтобы способствовать исцелению женщин, помочь им стать сильнее и вернуть почитание женского в потерявший равновесие мир. За несколькими исключениями в нашей программе участвовали только женщины. У нас никогда не было стремления к разделению или ограничению, но мы понимали, что, для того чтобы женщины смогли обрести свое глубокое я и услышать свой истинный голос, им необходимо непредвзятое отношение и безопасное, поддерживающее пространство, в котором они могли бы встречаться с другими женщинами. ЖЕНСКИЙ ИСТОЧНИК и был таким пространством.

Уроки круга

Нет никакого сомнения, что самое главное, чему мы научились в течение всех лет существования ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА, заключалось в том, чтобы доверять силе круга. В 1994 году, в самом начале Программы женской духовности, в основе нашей работы лежала старая модель, хотя сперва мы этого не осознавали. После первого семинара, который произвел на всех сильное впечатление, мы встретились в один из вечеров, чтобы продолжить начатую работу, и попросили участниц разделиться на две небольшие группы, рассчитывая, что в группах меньшего размера будет больше доверия и легче будет делиться. Однако группа запротестовала. Нет, они не хотели расставаться. Они не хотели, чтоб их делили на группы. Они уже стали кругом, верным всем участницам и всем их историям. Женщины настояли на том, чтобы остаться вместе. Ведущие выслушали участниц и решили не спорить. В течение этого первого года круг постепенно начинал занимать все более значимое место в жизни ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА, становясь источником наших знаний.

Круг как учитель

Еще одна важная вещь, которой мы научились уже в ходе нашей программы, заключалась в том, что мы поняли и признали силу круга «как учителя». На самые первые встречи Программы женской духовности мы, ведущие, приходили со своими заранее приготовленными записями и материалами, но очень скоро нам стало ясно, что, если мы зададим группе вопрос или обозначим тему, которую хотим обсудить, а затем поможем участницам сконцентрироваться и присутствовать себе и тому жизненному опыту, который каждая имела в связи с заявленной темой, мы все только выиграем. В этом случае женщины учатся не у преподавателей или ведущих, считающихся экспертами, обучение, скорее, происходит благодаря тому, что они слушают себя и слушают других. Мы назвали этот процесс «круг как учитель». В мире, не привыкшем выслушивать женщин, для всех нас это оказалось глубоко целительным и поддерживающим способом обучения.

Обычаи круга

Closing the circleЕсть несколько вещей, которые поддерживают силу круга. Мы всегда начинали и заканчивали работу в круге каким-то процессом, помогающим участникам сосредоточится. Это могли быть самые разнообразные по форме вещи, и их выбор зависел от ведущих. Кому-то нравилось использовать барабан, кому-то - медитацию, пение или звук колокольчика, а кто-то предпочитал просто побыть несколько минут в тишине или обратиться к четырем сторонам света. Самое главное, чтобы было что-то, что помогало участницам сфокусироваться, а как именно это делалось – не так существенно. Важно, чтобы был процесс, дающий возможность присутствующим замедлить темп, отложить на какое-то время в сторону все заботы каждодневной жизни и погрузиться в настоящий момент, в священное пространство безопасного круга.

Аналогичным образом каждый раз, отмечая завершение работы в круге, мы использовали ритуалы, чтобы не просто расходиться как ни в чем ни бывало. Мы посвящали какое-то время тому, чтобы остановиться, выразить свою благодарность, спеть песню или молча отдать дань уважения всему, о чем говорилось в круге. Иногда это было что-то совсем простое, как, например, просто взяться за руки и обвести глазами всех присутствующих, но было и много других способов. Главное, что это завершение всегда происходило. Мы никогда не говорили: «У нас сегодня мало времени, так что давайте пропустим эту часть». Ритуал предполагал обязательное осознанное открытие и завершение круга.

Подарочные круги

Одним из слагаемых, из которых сплеталась ткань ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА, была организация нескольких встреч, за которые участницы не должны были платить. В основе таких «подарочных кругов» лежало три связанных между собой идеи.

Первую подала одна из участниц, поделившись своим представлением о святилище или храме, который был бы всегда открыт, готов принять женщин и был бы для них постоянным и доступным ресурсом или убежищем. И хотя мы были не в состоянии сделать так, чтобы ЖЕНСКИЙ ИСТОЧНИК был открыт и доступен в любое время, мы решили, что, по крайней мере, можем предложить несколько бесплатных кругов, на которые не надо заранее записываться. Таким образом женщины могли бы приходить на эти встречи, не планируя заранее, зная, что круг состоится и будет для них открыт. Иногда на такие встречи приходила какая-нибудь женщина, которая, сев в круг, со вздохом облегчения сообщала: « Я пыталась попасть сюда уже много месяцев – я так рада, что наконец получилось!»

Второй была идея так называемой культуры дарения, описанной Льюисом Хайдом (Lewis Hyde) и, так же, Женевеьвой Вон (Genevieve Vaughan). По их представлению, обмен в сообществе не основывается на обмене одной тщательно определенной стоимости на другую. В этой культуре ценные вещи предлагаются в качестве дара без ожидания моментальной компенсации. По словам Льюиса Хайда «Дар должен постоянно двигаться ». Мы хотели включить этот особый культурный подход в нашу работу.

Третья причина была основана на осознании привилегированного положения одних людей относительно других и связанного с этим желания сделать так, чтобы пользу от ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА могли получить женщины с ограниченными финансовыми возможностями.

Первым воплощением этих идей стали ежемесячные встречи, которые мы начали проводить в 1999 году и которые получили название «Круг кругов». На них мы делились своими историями, отмечали сезонные циклы Земли и давали возможность звучать нашим истинным голосам. Эти круги всегда предлагались как дар, за них не надо было платить и регистрироваться заранее. Те, кто мог «передать дар дальше» могли, если хотели, сделать пожертвование в пользу ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА. Количество участников этих встреч никогда нельзя было предсказать, и вначале это вызывало некоторое напряжение у «хранительниц круга», но со временем они научились рассматривать эти события как удивительную возможность проявления доверия и стали принимать с открытым сердцем всех, кто мог появиться у нас в каждый из этих вечеров.

Начиная с осени 2000 года, мы стали организовывать и другие «подарочные» круги. Они были бесплатны для участников, и проводились за счет времени, которое безвозмездно предлагали ведущие и преподаватели. Как первый Круг кругов, так и остальные бесплатные встречи возникли под влиянием Джейн Лекомпт (Jane LeCompte). Именно она познакомила нас с этой реформаторской идеей, которая соответствовала духу ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА и отражала наше стремление найти альтернативы доминирующей культуре с ее материализмом и денежным обменом.

Кроме того, мы считали, что труд преподавателей в ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ должен щедро оплачиваться. У нас был только один человек, выполнявший за очень скромную зарплату небольшое количество административных обязанностей. Основную часть работы делали волонтеры, предлагавшие свое время и способности бесплатно. Мы много раз говорили, что ЖЕНСКИЙ ИСТОЧНИК существует благодаря щедрости многих женщин. И это было сущей правдой.




Содержание этого сайта – результат творческого сотрудничества нескольких женщин, которым мы выражаем свою глубокую благодарность. Изображение на нашем баннере вверху страницы повторяет рисунок на внутренней поверхности блюда, ок. 4500 д.н.э, найденного вблизи болгарской деревни Караново. Источник: рис. 338, стр. 218, The Language of theGoddess (Язык богини), Марии Гимбутас, изображение использовано с разрешения редактора Джоан Марлер. New York: Harper & Row, 1989.

Для связи с нами используйте gmail.com • Имя нашего почтового ящика womenswellinfo
Хостинг веб-сайта предоставлен freehostia.com