Алтари и ритуалы

С самого начала нашей программы, с ее самой первой встречи, в центре нашего круга всегда находился алтарь. У некоторых из нас даже было ощущение, что алтарь – это одна из тех вещей, которые в течение семидесятых, восьмидесятых и девяностых годов, в период возрождения женской духовности, «были возвращены женщинам». Говоря о «возвращении» мы имели в виду, что создание алтарей и сакрального пространства были древним знанием, которое в наше патриархальное время, с его материализмом и мужским доминированием, было утеряно для многих женщин.

У Энн Йоманс (Anne Yeomans) это ощущение связано с очень конкретным личным опытом, который она пережила, ведя группу со своей подругой в Англии в конце 1980-ых. К тому времени они уже десять лет вместе вели группы, больше похожие на терапевтические, чем на те, что позже получили название работы в круге. Однако в тот раз они решили поместить в центре комнаты цветы и какие-то шарфы и украшения из своих чемоданов. И хотя тогда им самим это еще не пришло в голову, но они начали превращать группу в сакральное пространство – круг с духовным центром.

Blue satin altarЭнн вспоминает, как сказала тогда своей соведущей: «Кажется, у нас получился алтарь». В те времена это был совсем не ее язык. До этого в словаре Энн алтарь ассоциировался исключительно с тем местом впереди церкви, в котором единовластно распоряжались священники мужчины. Энн говорит, что на какую-то долю секунды почувствовала себя еретиком, просто потому что произнесла эти слова: «Кажется, у нас получился алтарь». Она испугалась, что «Бог» накажет ее уже за одно то, что она осмелилась такое подумать.

Однако продолжая размышлять на эту тему, Энн пришла к выводу, что всегда создавала какие-то сакральные места или сакральные уголки во всех местах, где жила, хотя никогда раньше не думала об этим в таких терминах. Это было замечательное открытие, и по мере того, как оно становилось все более осознанным, на смену первоначальному страху пришла уверенность в преобразующей силе и красоте алтарей.

Алтари в ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ

У нас, в ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ в центре круга всегда был алтарь. Он являлся местом творческого выражения и глубокого смысла. У некоторых женщин, так же как в начале у Энн, слово «алтарь» вызывало некоторую неловкость. В группах, которые ведет Эбби Сейшез на основе своей книги «В поисках сокровенной реки» (Deep River), вместо «алтаря» используется слово «очаг». Но, какое бы слово мы ни употребляли, осознанное создание красоты в центре круга придает ему сакраментальность.

В ИСТОЧНИКЕ мы старались устраивать алтарь заранее, так чтобы к приходу участниц группы он уже был готов и свечи на нем были бы зажжены, изменяя энергию пространства и приветствуя входящих. В конце вечера мы всегда оставляли какие-то элементы круга с его алтарем на месте. Это могли быть стулья или подушки для сидения вокруг куска ткани, на которой размещался алтарь, или растение в горшке. Мы называли это «оставить скелет круга», и для нас это означало что дух круга всегда сохранялся.

Работая с алтарем, мы соприкасались с чем-то очень глубоким в каждой из нас. Когда мы стали об этом говорить, оказалось, что у многих дома уже были какие-то священные уголки. Это были места, где, не придавая этому особого значения и не называя это место определенным именем, мы раскладывали красивые вещи, какие-то предметы природы, вроде камешков или перышек, или что-то еще, что казалось нам сакральным. Если кто-то не понимавший, какое значение имеет для нас этот уголок, оставлял там чашку кофе или тетрадку, нас это беспокоило, и мы спешили поскорее убрать этот предмет. Еще оказалось, что многие из нас годами ставили на середину обеденного стола какой-то красивый предмет, не думая о том, что это тоже имело отношение к созданию алтаря.

Некоторые из женщин помнили, что их матери, накрывая вечером стол, делали то же самое. Мы убедились, что стремление устраивать алтарь было глубоким свойством женского бессознательного, и мы возвращали себе его, как возвращали многое из того, что было в нас утеряно. По мере осознания этих сокровенных вещей, мы начинали использовать их в своей жизни более сознательно. Одновременно это означало, что мы гораздо лучше могли защитить их от насмешек, попыток унизить или посрамить. Одна из наших участниц провела эксперимент, поставив вазу с единственной розой на стол, за которым проходила встреча медицинского персонала больницы с семьей онкологического больного, проходившего там лечение. Она обнаружила, что это простое действие полностью поменяло настроение и тон встречи, оно помогло каждому из находившихся в комнате замедлить темп и больше присутствовать другим людям, а не просто обсуждать стратегию лечения.

Spring altar

Создания алтарей и превращение физического пространства в сакральное составляло когда-то одну из сильных сторон женщин. Но в том светском, материалистическом и мужском мире, в котором мы выросли, эта сила оставалась не востребована. В этой культуре значение подобных способностей настолько недооценивалась или просто не замечалась, что сами женщины тоже перестали их видеть. Однако благодаря той поддержке, которую мы друг другу оказывали, ситуация начала меняться. В ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ мы предлагали специальные курсы по созданию алтарей и ритуалов и всячески поощряли участниц выражать все, в чем они чувствовали красоту и глубокое значение.

Создание ритуала

Ритуал был частью происходящей в круге работы по возвращению утерянных ценностей. Кто-то однажды сказал, что Америка двадцатого века «бедна на ритуалы». Для многих из нас исследование силы ритуала было делом совершенно незнакомым и новым.

Круг, как ритуал

Наш главный ритуал заключался в том, что во время своих встреч мы сидели в круге. Нередко, когда мы только входили в комнату, в ее центре уже был алтарь с горящими на нем свечами. Мы складывали свои куртки и сумки сбоку и сначала сидели молча, просто вбирая в себя атмосферу комнаты и присутствие алтаря. Марго Адлер, одна из преподавателей Программы женской духовности, сказала: «В алтаре есть что-то, что, когда ты на него смотришь, помогает тебе погрузиться в себя». Нередко так и происходило: в присутствии алтаря и в тишине комнаты мы могли оставить напряжение дня за порогом и внутренне успокоиться.

Harvest altarЗатем наступало время «открыть круг». Человек, выступавший в роли ведущего, делал это с помощью какого-то ритуала. Кто-то использовал для этого песню, звон колокольчика, удар гонга, или просто минуту тишины. А кто-то бил в барабан или возносил молитвы, направляя их в четыре стороны света. Часто у нас была короткая направляемая медитация, которая помогала женщинам освободиться от напряжения, прислушаться к себе и ощутить своё присутствие в круге. После этого наступало то, что мы называли «введение». Это было время, когда мы, передавая по кругу «говорящий предмет», по очереди говорили о себе, делились своими переживаниями и тем, что было важно для каждой из нас в данный момент жизни.

Использование «говорящего предмета» пришло к нам от коренных народов Америки. Традиционно он назывался «говорящей палочкой» и представлял собой красивый кусочек дерева, украшенный резьбой, бусинками и перышками, или какой-то другой природный объект. В нашем круге женщин часто использовалась «говорящая чаша» или какой-то другой сакральный предмет из алтаря. Он передавался от одной женщины к другой, и та, в чьих руках он оказывался получала право говорить или молчать. Мы призывали участниц не планировать заранее то, что они хотели сказать, но прислушиваться к себе, так, чтобы их слова звучали из глубины души. У участниц всегда была возможность просто держать «говорящий объект», ничего не произнося вслух. При этом в кругу никто никого не торопил, не перебивал и не комментировал сказанное другими.

После такого «введения» обычно следовало что-то вроде лекции, или обсуждения определенной темы или творческая работа, связанная с этой темой.

Завершение дня в круге тоже проводилось с использованием какого-нибудь ритуала. Мы не просто расходились, как делаем это в обыденной жизни, но уделяли время тому, чтоб отметить окончание работы. Это могло быть что-то очень простое – взяться за руки или задуть свечи. Иногда мы заканчивали день песней, декламируя хором ритмические стихи, звоня в колокольчик или минутой молчания.

Запланированный ритуал

Red TentБывало, что мы заранее готовили какой-то ритуал, чтобы отметить один из праздников Колеса года - ежегодного солнечного цикла - как, например, ритуал Красного Шатра, которым мы отмечали день зимнего солнцестояния, или весеннее или осеннее равноденствие. Иногда мы обращались к запланированному ритуалу в тех случаях, когда знали об особой потребности в исцелении.

Примером того, может быть вечер, когда мы впервые показали участницам Время огня (The Burning Times) – документальный фильм Донны Рид, о сожжении ведьм в Европе, когда было убито огромное количество женщин, занимавшихся врачеванием и акушерством. Фильм произвел на нас такое сильное впечатление, что мы сидели молча, не в состоянии что-нибудь сказать. И тогда две женщины из группы придумали ритуал. На нашем алтаре стояло много незажженных свечей всех форм и размеров. Сначала мы какое-то время сидели в тишине, а затем нас пригласили подходить к алтарю, зажигать свечу и/или произносить молитву. Для нас это был способ как-то побыть с тем потрясением, которое мы только что испытали, и выразить глубину своего чувства потери и ярости. Мы этого никогда не забудем.

Не так давно, в 1916 году, Энн Йоманс имела возможность познакомиться с Донной Ред на одной женской конференции и поблагодарить ее за созданные ею фильмы – Память о Богини (The Goddess Remembered), Время огня (The Burning Times), Полный круг (Full Circle). Энн рассказала ей о ритуале со свечами, который мы придумали после просмотра Времени огня. Донна была очень тронута и согласилась, что, конечно же, ритуал здесь был просто необходим. Она сказала: «Нельзя сразу начинать обсуждения сразу после просмотра такого фильма. Это было бы совершенно неуместно.»


Спонтанный ритуал

Мы поняли, что, даже если вы тщательно запланировали все элементы ритуала, всегда есть вероятность чего-то неожиданного. Самые лучшие ритуалы - это не что-то застывшее, а то, что начинает жить своей жизнью. Они не поддаются строгому контролю и не могут полностью следовать заранее созданной партитуре. В какой-то момент в них всегда возникают новые и непредвиденные элементы. Со временем мы научились все больше и больше доверять таким спонтанным моментам и приветствовать их проявление. Многим из нас пришлось этому учиться, особенно тем, кто привык все тщательно планировать.



Circle dance


Содержание этого сайта – результат творческого сотрудничества нескольких женщин, которым мы выражаем свою глубокую благодарность. Изображение на нашем баннере вверху страницы повторяет рисунок на внутренней поверхности блюда, ок. 4500 д.н.э, найденного вблизи болгарской деревни Караново. Источник: рис. 338, стр. 218, The Language of theGoddess (Язык богини), Марии Гимбутас, изображение использовано с разрешения редактора Джоан Марлер. New York: Harper & Row, 1989.

Для связи с нами используйте gmail.com • Имя нашего почтового ящика womenswellinfo
Хостинг веб-сайта предоставлен freehostia.com