Мария Гимбутас

Одним из важных слагаемых, лежащих в основе ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА, были исследования литовского археолога Марии Гимбутас. После долгой и успешной карьеры археолога Мария сосредоточилась на изучении того, что она называла ≪более глубоким слоем≫ - исследовании культур Восточной Европы времен неолита (6000-3500 д.н.э.). Она называла эти культуры Старой Европой. В них обнаружила доказательства существования сообществ, отличавшихся миролюбием, равноправием, высоким уровнем развития искусства, живших в гармонии с Землей. Основываясь на археологических находках, среди которых главное место занимали изображения женщин, Мария Гимбутас заключила, что в этих культурах почиталась женщина и женское начало. Она видела, что наши доисторические предки постоянно выражали свое понимание великой тайны жизни в виде женских образов. Об этом свидетельствовало бесчисленное количество фигурок, найденных в Европе и относящихся ко временам неолита и палеолита, которые изображали женщин, как в человеческом, так и в животном обличие. Гимбутас считала, что эти фигурки являются доказательством того, что в доисторические времена существовало поклонение Великой Богине.

За свою жизнь Мария опубликовала множество книг и статей, но для нашей работы в ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ особое значение имели Богини и боги Старой Европы (The Goddesses and Gods of Old Europe, 1982), Язык Богини (The Language of the Goddess, 1989), и Цивилизации Богини (The Civilization of the Goddess, 1991).

Основательницы ЖЕНСКОГО ИСТОЧНИКА глубоко благодарны Марии Гимбутас и всем тем феминисткам и женщинам, занимавшимся наукой и искусством, которые в 80-ых годах с энтузиазмом встретили ее открытия и положили начало движению женской духовности, выражением которого была программа, основанная нами в Бостоне.

Одной из таких женщин была Джоан Марлер (Joan Marler), работавшая с Марией Гимбутас с 1987 по 1994. Джоан была редактором ее книги Цивилизации Богини, а затем в 1997 редактировала посвященную Марии Гимбутас антологию Из царства предков: Антология в честь Марии Гимбутас (From the Realm of the Ancestors: An Anthology in Honor of Marija Gimbutas, 1997). Позже Джоан основала институт Археомифологии Institute of Archaeomythology, исполнительным директором которого остается до сих пор. Джоан выступает в разных странах мира с лекциями, посвященными жизни и работе Марии Гимбутас. Многие годы она преподавала народные и этнические танцы.

В течение пяти лет каждую осень Джоан прилетала в Массачусетс из Калифорнии, чтобы познакомить участниц программы женской духовности с работой Марии Гимбутас. Вместе с Патрицией Рейс (Patricia Reis), еще одной коллегой Марии, а позже одной из соосновательниц нашей программы, она проводила первый двухдневный семинар нашего курса. Джоан показывала нам слайды с изображением артефактов эпохи неолита, которые исследовала и описывала Мария, и предлагала участницам попробовать воспринимать эти изображения не только интеллектуально, но и через тело. Джоан считала, что эти образы «говорят» на языке, который, если мы позволим, может понять и на который может отозваться наше тело. Она полагала, что эти образы несут исцеление на клеточном уровне. Свой отклик на представленные образы мы выражали с помощью танцев и поделок из глины. Джоан говорила, что движения древних танцев, которым она нас обучала, соответствуют рисункам, которые мы видели на артефактах эпохи неолита. Бывало, что эти изображения и это почитание женских форм нашими предками трогали нас, женщин двадцатого века, до слез.

Благодаря глубине и широте охвата исследований Марии Гимбутас становится понятно, что по мере того, как современные женщины продвигаются вперед и осваивают новые позиции, мы не только обретаем новое место в настоящем, но одновременно возвращаем себе сокровенные аспекты своего древнего прошлого.

Краткая биография Марии Гимбутас
Marija GimbutasМария Гимбутас (Marija Gimbutas) (1921-1994) была блестящим ученым. Она обладала острым умом и упорством, помогавшем ей продолжать научные поиски в самых сложных условиях, а свойственная ей смелость позволила ей бросить вызов устоявшимся представлениям своего времени. Мария выросла в Литве в высоко образованной семье, принимавшей активное участие в политической жизни страны. Еще будучи подростком, она собирала народные песни своей родины и изучала литовские верования и доисторические погребальные ритуалы. Закончив с отличием гимназию Аушра, она поступила в Университет Витаутаса Великого, где изучала лингвистику, а после этого в магистратуру Вильнюсского университета, где занималась археологией, этнографией, фольклором, лингвистикой и литературой. Когда ей было 20 лет, Мария вышла замуж за инженера Юргиса Гимбутаса, а год спустя защитила диссертацию на тему “Способы погребения у литовцев железного века». Она получила степень магистра в 1942 году.

Во время Второй Мировой войны Мария с семьей жила в Литве, вначале в условиях советской (1940-41), а затем нацистской (1941-43) оккупации. После того как в 1942 году у нее родилась дочь, Мария с семьей переехала в Вену, а затем в Инсбрук и в Баварию. Вскоре после окончания войны она поступила в университет в Тюбингене, находившимся во французской оккупационной зоне, и в 1946 году получила докторскую степень по археологии. Кроме археологии в университете Тюбингена Мария изучала этнологию и историю религии. В том же году была опубликована ее диссертация «Доисторические погребения в Литве». На следующий год у нее родилась вторая дочь, а с 1947 по 1949 годы Мария продолжала свои исследования в университетах Гейдельберга и Мюнхена.

В 1946 году Мария с семьей эмигрировала в Бостон в штат Массачусетс, где какое-то время ей приходилось выполнять неквалифицированную работу, пока в 1950 году она не получила место в Гарвардском университете. К этому времени она уже опубликовала почти 40 научных статей на разные темы, включая исследования, посвященные доисторическому периоду на территории Литвы, и собрала материал для книги о символизме литовского народного творчества (опубликована в 1958). В 1954 году у Марии родилась третья дочь, а через год она стала научной сотрудницей музея Пибоди при Гарвардском университете. Говорят, что, отзываясь о музее Пибоди, она называла его лучшей в мире библиотекой по археологии. Именно там она начала получать стипендии и престижные премии, финансировавшие ее дальнейшие археологические исследования в Восточной Европе. Благодаря этим исследованиям она получила репутацию специалиста мирового класса в области изучения индоевропейского Бронзового века, литовского народного творчества и доисторического периода в истории балто-славянских народов.

Ее книга Предыстория восточной Европы (Prehistory of Eastern Europe), вышла в 1956 г. Эта работа была первой опубликованной монографией, обобщавшей материалы археологических исследований культуры мезолита, неолита и Бронзового века в Восточной Европе вплоть до 1955 г. До этой публикации материалы, представленные Марией Гимбутас, были недоступны для западных ученых из-за политических и языковых барьеров. В 1961- 62 гг. Мария была стипендиаткой Центра углубленных исследований в области бихевиоральных наук при Стэнфордском университете. За это время она закончила работу над монографией Культуры Бронзового века в Центральной и Восточной Европе (Bronze Age Cultures of Central and Eastern Europe, 1965). С 1963 по 1989 она являлась профессором европейской археологии и индоевропейских исследований в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. В этот период своей жизни она преподавала, занималась научными исследованиями, писала многочисленные статьи и выступала с лекциями на международных конференциях и симпозиумах. Кроме того она была руководителем всех крупных раскопок неолитических культур в Юго-Восточной Европе.

В 1974 Мария опубликовала Боги и богини древней Европы (The Gods and Goddesses of Old Europe). В 1982 она была переиздана под новым названием Богини и боги древней Европы (The Goddesses and Gods of Old Europe), поскольку основная часть описанных ей артефактов изображали женщин. Большинство неолитических скульптур, приведенных в этой книге, предстало перед западной публикой впервые. Традиционная археология обычно пренебрегала этими предметами, состоявшими по большей части из женских фигурок, считая их незначительными и видя в них исключительно «символы плодородия.» Марии удалось собрать и тщательно каталогизировать огромную коллекцию подобных артефактов, и они легли в основу ее дальнейших исследований и книг. Находки, обнаруженные в местах неолитических поселений, свидетельствовали о том, что населявшие их культуры были аграрными, миролюбивыми и построенными на принципе равноправия. Эти сообщества, насчитывавшие до 10,000 человек, возделывали землю, чаще всего лежащую вдоль русла рек, и, по всей видимости, существовали в мире друг с другом, поскольку на местах их бытования не было найдено оружия и изображений конфликтов.

Из обожженной глины представители этих культур создавали посуду с красивыми узорами, портативные алтари и другие ритуальные предметы, в том числе множество небольших женских фигурок, лица некоторых из которых были закрыты масками животных. Во многих из раскопанных домов были обнаружены алтари с подобными глиняными фигурками, что говорит о том, что в этих культурах почитание дарующей жизнь Великой Матери и Матери Земли было частью повседневной практики. Гипотеза о том, что в этих сообществах существовал культ богини Земли, подтверждается еще и тем, что, как свидетельствуют раскопки, культовые общественные сооружения неолита, такие как хенджи, круги из каменей, лабиринты и общие могильники, нередко сооружались так, что своими очертаниями напоминали форму женского тела.

В 1989 году была опубликована книга Язык Богини (The Language of the Goddess). Основное внимание в ней уделялось интерпретации неолитической символики. К этому времени Мария уже завоевала определенную известность своим переосмыслением древнейшей истории Европы. Это стало возможно благодаря ее междисциплинарным знаниям в таких разнообразных областях как лингвистика, этнология, история религии и, конечно же, археология. Ее теория подвергала сомнению многие традиционные представления о самых ранних периодах европейской цивилизации. Мария много путешествовала с лекциями и активно участвовала в научных дискуссиях с коллегами из разных стран.

Приверженность Марии к междисциплинарному подходу привела к развитию области, которую она сама назвала «археомифологией» "archaeomythology. Главный труд ее жизни, Цивилизация Великой Богини (The Civilization of the Goddess), увидел свет в 1991 году. Эта книга подводила итог и обобщала работу, которой Мария занималась всю свою жизнь и которая была посвящена культурам древней Европы, религии Богини, священным знакам-письменам, древнейшей европейской социальной структуре и концу древней Европы.

Основываясь на своих обширных исследованиях, Мария пришла к выводу, что эти миролюбивые, аграрные, почитавшие женщин культуры древней Европы были в течение двух тысячелетий завоеваны кочевниками, которые передвигались на лошадях и пришли из степных районов, расположенных на территории нынешней России. Мария говорила об этих завоевателях как о представителях «курганной культуры,» носителях протоиндоевропейского языка. В отличие от древних европейских культур, завоеватели-кочевники поклонялись небесным богам, были воинственны, а их сообщества имели иерархическую структуру. Их вторжение привело к покорению и рассеянию аграрных культур древней Европы.

Основываясь на синтезе археологии и лингвистики, Мария выдвинула теорию о том, что индоевропейские языки и индоевропейские общества возникли в результате борьбы двух парадигм. Для одной из них было характерно мужское доминирование, иерархическая структура и воинственность, а вторая, в центре которой стояла женщина, отличалась принципами равноправия и миролюбия. В одном из интервью Мария заметила: «Только начни изучать индоевропейскую мифологию, и окажется, что Богиня Земли в ней повсюду. Она была унаследована, возможно, из более ранних религий».

Своих учеников и коллег из различных областей знаний Мария призывала к тому, чтобы исследовать проблемы древней европейской истории с помощью инклюзивного, междисциплинарного подхода. Она подчеркивала, что для полного понимания дальнейшего развития европейской культуры, необходимо изучать те огромные изменения, которые происходили в области верований, ритуалов и социальной структуры между 4500 и 2500 гг. до н.э. По ее мнению, это был наиболее сложный и наименее исследованный доисторический период. В 1979 и 1989 годах Мария организовала две международные конференции на тему «Трансформация европейских и анатолийских культур в 4500-2500 до н.э. и ее наследие.» Она подчеркивала, что для того чтобы лучше понимать Старую Европу и индоевропейскую историю, необходимо сотрудничество и обмен информацией между археологами, лингвистами, исследователями мифологии, физическими антропологами и историками.

Сегодня существует множество сайтов, на которых можно найти более подробную информацию о Марии Гимбутас, ее жизни, исследованиях, о ее книгах и теории. С ее идеями и выводами согласны не все, но мало кто сможет оспорить ее блестящие научные знания и важность тех вопросов, которые она поднимает о корнях западной цивилизации. Ниже приведены несколько сайтов, которые мы рекомендуем:

Archaeomythology.org
Starhawk & Donna Read Joint Project
Spretnak-Journal




Содержание этого сайта – результат творческого сотрудничества нескольких женщин, которым мы выражаем свою глубокую благодарность. Изображение на нашем баннере вверху страницы повторяет рисунок на внутренней поверхности блюда, ок. 4500 д.н.э, найденного вблизи болгарской деревни Караново. Источник: рис. 338, стр. 218, The Language of theGoddess (Язык богини), Марии Гимбутас, изображение использовано с разрешения редактора Джоан Марлер. New York: Harper & Row, 1989.

Для связи с нами используйте gmail.com • Имя нашего почтового ящика womenswellinfo
Хостинг веб-сайта предоставлен freehostia.com

Marija Gimbutas

One important foundation for the work of the Women’s Well was rooted in the research and thinking of the Lithuanian archaeologist, Dr. Marija Gimbutas. After a long and successful career in archaeology, Marija turned her attention and study to what she would refer to as “the deeper layer,” the Neolithic cultures (6000-3500 BCE) of Eastern Europe. She named these cultures Old Europe. There she found evidence of communities that were peaceful, egalitarian, highly evolved artistically, living in harmony with the earth. Due to their primary emphasis on female imagery, she concluded that these cultures honored women and the feminine. She saw that our ancestors from pre-history consistently represented their understanding of the great mystery of life in female form, as evidenced by the countless figurines of females, both human and animal, that were found throughout Europe dating both from the Neolithic and the Paleolithic eras. Her conclusion was that these findings were evidence of the worship of a Great Goddess in pre-history.

Marija published many books and articles in her lifetime, but it was The Goddesses and Gods of Old Europe (1982), The Language of the Goddess (1989), and The Civilization of the Goddess (1991), that were of most relevance to our work and study at the Women’s Well.

The founders of the Women’s Well are profoundly grateful to Marija Gimbutas and to the feminists, scholars, and artists of the 1980s who received Dr. Gimbutas’s research with open arms and who gave birth to the women’s spirituality movement, of which the Women’s Well in the Boston area was an expression.

One of those women was Joan Marler, who worked closely with Marija Gimbutas as her personal editor from 1987 to 1994. Joan was the editor of The Civilization of the Goddess, by Marija Gimbutas, and of From the Realm of the Ancestors: An Anthology in Honor of Marija Gimbutas. (1997). She later founded the Institute of Archaeomythology, and is currently its Executive Director. Joan lectures internationally on the life and work of Marija Gimbutas and taught modern, folk, and ethnic dance for many years.

For five years, Joan came each fall to Massachusetts from California to introduce participants in the Women’s Spirituality Program to Marija’s work. She and Patricia Reis, also a colleague of Marija’s and later a co-founder of the Women’s Well, taught the opening weekend of the Women’s Spirituality Program. Joan showed us slide after slide of artifacts from the Neolithic cultures that Maria had researched and written about. She encouraged us to experience these images of Neolithic art and artifacts through our bodies and not just our minds. She taught us that the images were “encoded” with a language that our bodies could feel and respond to if we allowed that, and suggested that they offered healing on a cellular level. We responded to them with dance as well as modeling them in clay. Joan told us that the steps of the ancient dances she was teaching reflected the same patterns we saw on the Neolithic artifacts we were studying. At times these images and this honoring of the female form in ancient times moved us - women of the late twentieth century - to tears.

Thanks to the depth and breadth of Marija’s work, we know that as women forge ahead and gain new ground, we are both reinventing ourselves in present time as well as reclaiming profound aspects of our ancient past.

Brief Biography of Marija Gimbutas
Marija GimbutasMarija Gimbutas (1921-1994) was a brilliant scholar with an incisive mind, the tenacity to pursue her studies despite difficult circumstances, and the courage to challenge much of the conventional thinking of her time. She was raised in Lithuania in a highly educated, cultured, and politically active family. As a teenager, she collected folksongs of her homeland and studied Lithuanian beliefs and prehistoric rituals of death. After graduating with honors from Ausra Gymnasium (high school), she attended Vytautas Magnus University, where she studied linguistics. She subsequently enrolled as a graduate student at the University of Vilnius where she studied archaeology, ethnology, folklore, linguistics, and literature. She married Jurgis Gimbutas, an engineer, when she was 20, and a year later completed a master's thesis on the topic “Modes of Burial in Lithuania in the Iron Age.” She was awarded her Master's Degree in 1942.

During World War Two, the Gimbutas family lived in Lithuania under first Soviet (1940-41) and then Nazi (1941-43) occupation. After Marija's first daughter was born in 1942, the family fled to Vienna and then to Innsbruck and Bavaria. Soon after the war ended she enrolled at Tubingen University in the French occupation zone, and in 1946 she was awarded a doctorate in archaeology with minors in ethnology and the history of religion. Her dissertation, “Burials in Lithuania in Prehistoric Times,” was published later that year. She had a second daughter the following year, and continued with her post-graduate studies in Heidelberg and in Munich, from 1947 to 1949.

Marija and her family emigrated in 1949 to Boston, Massachusetts, where for a time she worked menial jobs before beginning her work at Harvard University in 1950. At this point in her career, she had already published nearly 40 scholarly articles on Lithuanian prehistory and other subjects, and she had completed the research for a book on the symbolism of Lithuanian folk art (published in 1958). Marija's third daughter was born in 1954, and the next year she was named a Research Fellow of Harvard's Peabody Museum. She is said to have described the Peabody as the best library in the world for archaeology. It was there that she began to receive funding in the form of fellowships and prestigious awards to further her research into Eastern European archaeology, eventually earning a reputation as a world-class specialist on the Indo-European Bronze Age, Lithuanian folk art, and the prehistory of the Balts and Slavs.

Her book, Prehistory of Eastern Europe was published in 1956. This monograph is the first summary ever to be published of all of the archaeological research on the Mesolithic, Neolithic and Copper Age cultures of Eastern Europe up to 1955. This material was previously unavailable to Western scholars due to political and linguistic barriers. Marija was a Fellow of the Center for Advanced Study in the Behavioral Sciences at Stanford University (1961-62), during which time she completed work on Bronze Age Cultures of Central and Eastern Europe (1965). She was a Professor of European Archaeology and Indo-European Studies at UCLA from 1963 to 1989. During this time she taught, researched, wrote numerous articles, and presented her work at international conferences and symposia. In addition, she directed major excavations of Neolithic sites in southeastern Europe.

In 1974 Marija published The Gods and Goddesses of Old Europe (republished in 1982 as The Goddesses and Gods of Old Europe, since most of the imagery is female). Most of the Neolithic sculptures in these texts were introduced to Western audiences for the first time. Among traditional archaeologists, it was common to dismiss these artifacts, largely comprised of female figurines, as being of minimal significance, and to refer to them merely as “fertility symbols.” Over years of study, however, Marija amassed an extensive and carefully catalogued collection of these artifacts which became the foundation for her later research and writings. Evidence from Neolithic habitation sites indicated that the settlements being excavated had been agrarian, peaceful, and egalitarian. Communities of up to 10,000 people cultivated the land, often along riverbeds, and coexisted apparently without fighting; no weapons were found and images did not depict conflict.

The people crafted beautifully adorned fired-clay vessels, portable altars and other ritual artifacts, and produced a multitude of small female figurines, some with animal masks. Many of the houses contained an altar with clay figurines arranged upon it, suggesting a culture in which honoring the life-giving powers of a Mother Goddess and Mother Earth was a part of everyday life. This apparent reverence for Earth goddesses would have been in accord with Neolithic excavations revealing that the people of the Neolithic age frequently shaped their communal places of worship - such as henges, stone circles, labyrinths, and communal burial mounds - to resemble female forms.

In 1989, The Language of the Goddess was published, which focused on Marija's interpretation of Neolithic symbolism. By this time, Marija had achieved considerable renown reinterpreting European prehistory in light of her interdisciplinary background in linguistics, ethnology, and the history of religions, as well as archaeology. Her thinking challenged many traditional assumptions about the beginnings of European civilization. She traveled widely, lecturing and engaging in a vigorous exchange of ideas with colleagues in many countries.

Marija's commitment to an interdisciplinary approach led to the development of the field she named “archaeomythology.” Her magnum opus, The Civilization of the Goddess, was published in 1991, and offered a summary of her life's work on Old European cultures, the religion of the Goddess, the Sacred Script, Old European social structure, and the end of Old Europe.

Drawing on her extensive research, Marija concluded that these peaceful, female-centered, agrarian “Old European” cultures were eventually overrun by horseback-riding nomads from the Russian Steppes over a period of two thousand years. She identified these newcomers as "Kurgans" who were proto-Indo-European speakers. In contrast to the Old European cultures, the invading nomads were warlike, hierarchical, and worshipped sky gods, and their incursions both subjugated and dispersed the long-lived Old European civilzation.

Based on an interdisciplinary synthesis of archaeology and linguistics, Marija proposed that the origin of Indo-European languages and Indo-Europeanized societies resulted from a struggle between two paradigms, one male-dominated, hierarchical, and warlike, and the other female-centered, egalitarian, and peaceable. She commented in an interview, “You study Indo-European mythology and Earth Goddess is there everywhere. She was inherited, probably, from the earlier religion.”

As a teacher, Marija actively encouraged students and colleagues from a variety of fields to examine problems in European prehistory with an inclusive and interdisciplinary point of view. She stressed the importance of investigating the enormous changes in beliefs, rituals, and social structure that took place between 4500 and 2500 BCE, in order to more fully understand subsequent European cultural development. In her view, this was one of the most complex and least understood periods in prehistory. She organized two international conferences on “The Transformation of European and Anatolian Culture, 4500-2500 BC, and its Legacy,” one in 1979 and one in 1989, and emphasized that archaeologists, linguists, mythologists, physical anthropologists, and ancient historians must collaborate and exchange information in order to further a better understanding of Old European and Indo-European history.

Today there are many web sites where you can find more detailed information about Marija’s life, her research and writing, and her thinking. Not everyone agrees with her views or her conclusions, but few contest her brilliant scholarship or the importance of the questions her research raises about the roots of western civilization. Here are some sites we recommend:

Archaeomythology.org
Starhawk & Donna Read Joint Project
Spretnak-Journal




The content on this web site is a co-creation of a number of women, to whom we are extremely grateful. The image on our banner (top of page) depicts the interior of a Karanovo dish from Bulgaria, c. 4500 BC. Source: Figure 338, page 218, The Language of the Goddess, by Marija Gimbutas. Joan Marler, ed. New York: Harper & Row, 1989; used with permission.
Hover on black-and-white drawings on this page to see source information.

Web hosting is provided by freehostia.com.