Алтари и ритуалы

С самого начала нашей программы, с ее самой первой встречи, в центре нашего круга всегда находился алтарь. У некоторых из нас даже было ощущение, что алтарь – это одна из тех вещей, которые в течение семидесятых, восьмидесятых и девяностых годов, в период возрождения женской духовности, «были возвращены женщинам». Говоря о «возвращении» мы имели в виду, что создание алтарей и сакрального пространства были древним знанием, которое в наше патриархальное время, с его материализмом и мужским доминированием, было утеряно для многих женщин.

У Энн Йоманс (Anne Yeomans) это ощущение связано с очень конкретным личным опытом, который она пережила, ведя группу со своей подругой в Англии в конце 1980-ых. К тому времени они уже десять лет вместе вели группы, больше похожие на терапевтические, чем на те, что позже получили название работы в круге. Однако в тот раз они решили поместить в центре комнаты цветы и какие-то шарфы и украшения из своих чемоданов. И хотя тогда им самим это еще не пришло в голову, но они начали превращать группу в сакральное пространство – круг с духовным центром.

Blue satin altarЭнн вспоминает, как сказала тогда своей соведущей: «Кажется, у нас получился алтарь». В те времена это был совсем не ее язык. До этого в словаре Энн алтарь ассоциировался исключительно с тем местом впереди церкви, в котором единовластно распоряжались священники мужчины. Энн говорит, что на какую-то долю секунды почувствовала себя еретиком, просто потому что произнесла эти слова: «Кажется, у нас получился алтарь». Она испугалась, что «Бог» накажет ее уже за одно то, что она осмелилась такое подумать.

Однако продолжая размышлять на эту тему, Энн пришла к выводу, что всегда создавала какие-то сакральные места или сакральные уголки во всех местах, где жила, хотя никогда раньше не думала об этим в таких терминах. Это было замечательное открытие, и по мере того, как оно становилось все более осознанным, на смену первоначальному страху пришла уверенность в преобразующей силе и красоте алтарей.

Алтари в ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ

У нас, в ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ в центре круга всегда был алтарь. Он являлся местом творческого выражения и глубокого смысла. У некоторых женщин, так же как в начале у Энн, слово «алтарь» вызывало некоторую неловкость. В группах, которые ведет Эбби Сейшез на основе своей книги «В поисках сокровенной реки» (Deep River), вместо «алтаря» используется слово «очаг». Но, какое бы слово мы ни употребляли, осознанное создание красоты в центре круга придает ему сакраментальность.

В ИСТОЧНИКЕ мы старались устраивать алтарь заранее, так чтобы к приходу участниц группы он уже был готов и свечи на нем были бы зажжены, изменяя энергию пространства и приветствуя входящих. В конце вечера мы всегда оставляли какие-то элементы круга с его алтарем на месте. Это могли быть стулья или подушки для сидения вокруг куска ткани, на которой размещался алтарь, или растение в горшке. Мы называли это «оставить скелет круга», и для нас это означало что дух круга всегда сохранялся.

Работая с алтарем, мы соприкасались с чем-то очень глубоким в каждой из нас. Когда мы стали об этом говорить, оказалось, что у многих дома уже были какие-то священные уголки. Это были места, где, не придавая этому особого значения и не называя это место определенным именем, мы раскладывали красивые вещи, какие-то предметы природы, вроде камешков или перышек, или что-то еще, что казалось нам сакральным. Если кто-то не понимавший, какое значение имеет для нас этот уголок, оставлял там чашку кофе или тетрадку, нас это беспокоило, и мы спешили поскорее убрать этот предмет. Еще оказалось, что многие из нас годами ставили на середину обеденного стола какой-то красивый предмет, не думая о том, что это тоже имело отношение к созданию алтаря.

Некоторые из женщин помнили, что их матери, накрывая вечером стол, делали то же самое. Мы убедились, что стремление устраивать алтарь было глубоким свойством женского бессознательного, и мы возвращали себе его, как возвращали многое из того, что было в нас утеряно. По мере осознания этих сокровенных вещей, мы начинали использовать их в своей жизни более сознательно. Одновременно это означало, что мы гораздо лучше могли защитить их от насмешек, попыток унизить или посрамить. Одна из наших участниц провела эксперимент, поставив вазу с единственной розой на стол, за которым проходила встреча медицинского персонала больницы с семьей онкологического больного, проходившего там лечение. Она обнаружила, что это простое действие полностью поменяло настроение и тон встречи, оно помогло каждому из находившихся в комнате замедлить темп и больше присутствовать другим людям, а не просто обсуждать стратегию лечения.

Spring altar

Создания алтарей и превращение физического пространства в сакральное составляло когда-то одну из сильных сторон женщин. Но в том светском, материалистическом и мужском мире, в котором мы выросли, эта сила оставалась не востребована. В этой культуре значение подобных способностей настолько недооценивалась или просто не замечалась, что сами женщины тоже перестали их видеть. Однако благодаря той поддержке, которую мы друг другу оказывали, ситуация начала меняться. В ЖЕНСКОМ ИСТОЧНИКЕ мы предлагали специальные курсы по созданию алтарей и ритуалов и всячески поощряли участниц выражать все, в чем они чувствовали красоту и глубокое значение.

Создание ритуала

Ритуал был частью происходящей в круге работы по возвращению утерянных ценностей. Кто-то однажды сказал, что Америка двадцатого века «бедна на ритуалы». Для многих из нас исследование силы ритуала было делом совершенно незнакомым и новым.

Круг, как ритуал

Наш главный ритуал заключался в том, что во время своих встреч мы сидели в круге. Нередко, когда мы только входили в комнату, в ее центре уже был алтарь с горящими на нем свечами. Мы складывали свои куртки и сумки сбоку и сначала сидели молча, просто вбирая в себя атмосферу комнаты и присутствие алтаря. Марго Адлер, одна из преподавателей Программы женской духовности, сказала: «В алтаре есть что-то, что, когда ты на него смотришь, помогает тебе погрузиться в себя». Нередко так и происходило: в присутствии алтаря и в тишине комнаты мы могли оставить напряжение дня за порогом и внутренне успокоиться.

Harvest altarЗатем наступало время «открыть круг». Человек, выступавший в роли ведущего, делал это с помощью какого-то ритуала. Кто-то использовал для этого песню, звон колокольчика, удар гонга, или просто минуту тишины. А кто-то бил в барабан или возносил молитвы, направляя их в четыре стороны света. Часто у нас была короткая направляемая медитация, которая помогала женщинам освободиться от напряжения, прислушаться к себе и ощутить своё присутствие в круге. После этого наступало то, что мы называли «введение». Это было время, когда мы, передавая по кругу «говорящий предмет», по очереди говорили о себе, делились своими переживаниями и тем, что было важно для каждой из нас в данный момент жизни.

Использование «говорящего предмета» пришло к нам от коренных народов Америки. Традиционно он назывался «говорящей палочкой» и представлял собой красивый кусочек дерева, украшенный резьбой, бусинками и перышками, или какой-то другой природный объект. В нашем круге женщин часто использовалась «говорящая чаша» или какой-то другой сакральный предмет из алтаря. Он передавался от одной женщины к другой, и та, в чьих руках он оказывался получала право говорить или молчать. Мы призывали участниц не планировать заранее то, что они хотели сказать, но прислушиваться к себе, так, чтобы их слова звучали из глубины души. У участниц всегда была возможность просто держать «говорящий объект», ничего не произнося вслух. При этом в кругу никто никого не торопил, не перебивал и не комментировал сказанное другими.

После такого «введения» обычно следовало что-то вроде лекции, или обсуждения определенной темы или творческая работа, связанная с этой темой.

Завершение дня в круге тоже проводилось с использованием какого-нибудь ритуала. Мы не просто расходились, как делаем это в обыденной жизни, но уделяли время тому, чтоб отметить окончание работы. Это могло быть что-то очень простое – взяться за руки или задуть свечи. Иногда мы заканчивали день песней, декламируя хором ритмические стихи, звоня в колокольчик или минутой молчания.

Запланированный ритуал

Red TentБывало, что мы заранее готовили какой-то ритуал, чтобы отметить один из праздников Колеса года - ежегодного солнечного цикла - как, например, ритуал Красного Шатра, которым мы отмечали день зимнего солнцестояния, или весеннее или осеннее равноденствие. Иногда мы обращались к запланированному ритуалу в тех случаях, когда знали об особой потребности в исцелении.

Примером того, может быть вечер, когда мы впервые показали участницам Время огня (The Burning Times) – документальный фильм Донны Рид, о сожжении ведьм в Европе, когда было убито огромное количество женщин, занимавшихся врачеванием и акушерством. Фильм произвел на нас такое сильное впечатление, что мы сидели молча, не в состоянии что-нибудь сказать. И тогда две женщины из группы придумали ритуал. На нашем алтаре стояло много незажженных свечей всех форм и размеров. Сначала мы какое-то время сидели в тишине, а затем нас пригласили подходить к алтарю, зажигать свечу и/или произносить молитву. Для нас это был способ как-то побыть с тем потрясением, которое мы только что испытали, и выразить глубину своего чувства потери и ярости. Мы этого никогда не забудем.

Не так давно, в 1916 году, Энн Йоманс имела возможность познакомиться с Донной Ред на одной женской конференции и поблагодарить ее за созданные ею фильмы – Память о Богини (The Goddess Remembered), Время огня (The Burning Times), Полный круг (Full Circle). Энн рассказала ей о ритуале со свечами, который мы придумали после просмотра Времени огня. Донна была очень тронута и согласилась, что, конечно же, ритуал здесь был просто необходим. Она сказала: «Нельзя сразу начинать обсуждения сразу после просмотра такого фильма. Это было бы совершенно неуместно.»


Спонтанный ритуал

Мы поняли, что, даже если вы тщательно запланировали все элементы ритуала, всегда есть вероятность чего-то неожиданного. Самые лучшие ритуалы - это не что-то застывшее, а то, что начинает жить своей жизнью. Они не поддаются строгому контролю и не могут полностью следовать заранее созданной партитуре. В какой-то момент в них всегда возникают новые и непредвиденные элементы. Со временем мы научились все больше и больше доверять таким спонтанным моментам и приветствовать их проявление. Многим из нас пришлось этому учиться, особенно тем, кто привык все тщательно планировать.



Circle dance


Содержание этого сайта – результат творческого сотрудничества нескольких женщин, которым мы выражаем свою глубокую благодарность. Изображение на нашем баннере вверху страницы повторяет рисунок на внутренней поверхности блюда, ок. 4500 д.н.э, найденного вблизи болгарской деревни Караново. Источник: рис. 338, стр. 218, The Language of theGoddess (Язык богини), Марии Гимбутас, изображение использовано с разрешения редактора Джоан Марлер. New York: Harper & Row, 1989.

Для связи с нами используйте gmail.com • Имя нашего почтового ящика womenswellinfo
Хостинг веб-сайта предоставлен freehostia.com

Altars and Ritual

From the very first session of the very first program, there was always an altar at the center of the circle. Several of us sensed that altars were one of the things that were being "given back to women" during the seventies, eighties, and nineties when women's spirituality was having a resurgence. By "given back," what we meant was that the making of altars and the creating of sacred space was ancient knowledge that had been lost to most women in this patriarchal era, where materialism and the rule of the fathers were dominant.

Anne Yeomans experienced this very personally in her work as a facilitator. She was teaching with a friend in England in the late 1980s. The two of them had been leading groups for the previous ten years that were more akin to therapy groups than what later came to be known as circle work. However, on this occasion, they decided to put flowers and some scarves and jewelry from their suitcases in the center of the teaching room. Though they didn't realize it at first, they had begun to transform the group into a sacred circle - a circle with a spiritual center.

Blue satin altarAnne remembers saying to her co-leader that day, "I think we have created an altar." It was not language she had ever used before in quite this way. Previously, her only association with altars had been seeing them at the front of churches, presided over by male priests or ministers. For a moment, she said she felt like a heretic for simply uttering the words, "I think we have created an altar." It felt as if "God" might punish her for even assuming such a thing.

However, as she reflected more on it all, she began to realize that she had actually been creating sacred places and sacred corners in every home she had ever lived in, although she had never thought of it that way before. It was a wonderful realization and, as it became conscious, her trust in the transformative power and beauty of altars completely replaced her earlier fears.

Altars at the Women's Well

At the Women's Well there was always an altar at the center of the circle. It became a place of great creativity, and meaning. Some women were uncomfortable with the use of the word altar, just as Anne had been in the beginning. The Deep River groups, created by Abby Seixas, came up with the word "hearth" as an alternative. By whatever name it was called, a beautiful and conscious creation at the center became essential to informing the sacred space of the circle.

At the Well we tried to have the altar set up ahead of time, so that when the women arrived, it would be there, complete with lighted candles, already changing the energy in the room and welcoming all who entered. And at the end of the evening we always left some simple elements of the circle and its altar out - maybe just a few chairs, or back-jacks, around an altar cloth or a plant in the center. We called it "leaving the bones of the circle there." To us, this symbolized that the spirit of the circle was always present.

In working with altars, we were tapping into something very deep in all of us. When we talked about it together we realized that many of us already had sacred corners in our homes. We had places where, without thinking much about it or calling it anything special, we had put objects of beauty around, natural objects like stones or feathers, or something else that felt sacred to us. If someone who didn't understand their significance left a coffee cup or a notebook there, it would bother us and we would remove it. We also realized that many of us had been making centerpieces on our dinner tables for years, without considering that this too was altar making.

Some of the women remembered that their mothers did this, too, as they set the table each night. We saw that the impulse to make altars was deep in the unconscious of women, and that in many ways we were reclaiming this ability, as we were reclaiming so much of ourselves that had been lost. As we made these sacred ways conscious, we could use them more intentionally in our own lives. It also meant that we were better able to protect the sacred from ridicule, shame, or trivialization. One woman experimented with putting a single rose in a vase on a hospital conference table for a meeting of medical personnel, staff, and family members of an individual being treated for cancer. She discovered that this simple action completely transformed the mood and tone of the meeting, that it helped each person there slow down and be more present to the other people in the room rather than focusing exclusively on the logistics of care planning for the patient.

Spring altar

Altar making and the transforming of physical space into sacred space was one of the many strengths of women that had been buried in the male-dominated, secular, and materialistic society that we had all grown up in. In such a culture these gifts had been so undervalued or made invisible that we had lost sight of them ourselves. With the support of each other we were changing that. At the Women's Well, courses were taught in creating altars and rituals, and participants were encouraged to give expression to whatever they experienced as beautiful and sacred.

Creating Ritual

Ritual was a part of the work of reclaiming that went on in the circle. Twentieth-century America was, as someone once said, "ritual poor." For many of us, exploring the power of ritual was very new, and unfamiliar.

The ritual of the circle itself

There was the basic ritual of sitting in circle. When we entered the room, often the altar was set up already with candles lit. We put our bags and coats to the side, and at first sat without speaking, just taking in the altar and the feeling in the room. Margo Adler, one of the teachers in the Women's Spirituality Program said, "An altar is something that, when you behold it, it brings you back to yourself." And so it often did, and in the presence of the altar, and in the quiet of the room, we were able to leave behind the stresses of the day and just settle in.

Harvest altarThen would come the time of "opening the circle." Whoever was facilitating or "holding" would open the circle in some kind of ritual way. Some people opened with a song, or a bell or chime, or a period of silence. Others opened with the frame drum, and prayers to the four directions. Often there would be a brief guided meditation to support women in letting go of tensions and becoming present to themselves, and to the circle. After that there would be what we called a check-in, a time when we would pass a "talking object" around the circle and each woman in turn could speak briefly about herself and her experience, particularly about what was currently moving strongly in her life.

The use of a talking object was a practice that came from indigenous cultures. It was traditionally called a "talking stick" and was usually a beautiful piece of wood, often carved and decorated with beads, feathers, or other small objects from nature. In our women's circles we sometimes used a talking bowl or other sacred object from the altar. The talking object was passed from person to person. Whoever held it had an opportunity to speak or be silent. People were encouraged not to plan their speaking ahead of time, but to be present to themselves in the moment, and let the words come from there. It was always an option to hold the talking object in silence and not to speak in words. There was no rush and no cross-talk or commenting on what was said.

After the check-in there might be some kind of teaching, or a question offered for participants to reflect on, or a creative activity related to a theme we were exploring.

The circle would also close in some kind of ritual way. We didn't just casually drift away from each other, but took time to really mark the ending, by something as simple as holding hands, or blowing out the candles. Singing, chanting, the ringing of a bell, or taking a moment of silence together might also be used.

Planned ritual

Red TentSometimes we would plan a specific ritual to mark a significant moment on the Wheel of the Year, like a Winter Solstice ritual in the Red Tent, or an Equinox ritual in the spring or fall. Sometimes a planned ritual was used when we knew that there was a particular need for healing.

All of us who were there will remember vividly the night we first showed Donna Read's film, The Burning Times, about the period of the witch burnings in Europe when many, many woman who were healers and midwives were put to death. The film was so powerful that it was hard for anyone to speak after it. Two women in the group created a ritual for us. There were many unlit candles on the altar, all shapes and sizes. We sat in silence for a time, and then we were invited to come forward and light a candle and/or offer a prayer. It was a way we could hold the power of what we had witnessed and the depth of our feelings of loss and rage. We will never forget it.

Anne Yeomans recently (2016) had the opportunity to meet Donna Read at a women's conference, and thank her for her films (The Goddess Remembered, The Burning Times, and Full Circle). Anne told her of the candle ritual we had developed after the Burning Times film. Donna was very moved and agreed that, of course, ritual was absolutely what was called for. She said, "You can't just have a discussion after seeing this film - it is totally inadequate."


The spontaneous ritual

We learned that even though one might have planned the elements of a ritual carefully, there would often be surprises. The best rituals are alive and have a life of their own; they are not something to be tightly controlled or totally orchestrated. New and spontaneous elements will emerge. Over time, we learned to trust those moments more and more, and welcome them when they came. This was a new learning for many of us, especially for the highly organized planners among us.



Circle dance


The content on this web site is a co-creation of a number of women, to whom we are extremely grateful. The image on our banner (top of page) depicts the interior of a Karanovo dish from Bulgaria, c. 4500 BC. Source: Figure 338, page 218, The Language of the Goddess, by Marija Gimbutas. Joan Marler, ed. New York: Harper & Row, 1989; used with permission.

Web hosting is provided by freehostia.com.